www.gurchenko.ru ВЕСЕЛЫЙ НОВОГОДНИЙ КАРНАВАЛ - Ну что ж, что сегодня еще не 31 декабря! - скажут те, кто успел посмотреть новую кинокомедию « Мосфильма» «Карнавальная ночь» - Пусть не 31 декабря, а во мы уже побывали на встрече Нового года, на веселом, красочном, жизнерадостном новогоднем карнавале. - Да, конечно, - могут на это ответить те, кто этой картины пока не видел, - конечно, встретить Новый год за несколько дней до 1 января заманчиво. Но повторить встречу в новом году, тем более если встреча была такой замечательной, как вы говорите, - это тоже не плохо, это даже в какой-то степени приятнее: знать, что у тебя, тотчас за Новым годом, еще один новогодний карнавал и что этот карнавал веселый и радостный!.. Давно уже, пожалуй, со времени прекрасных комедий Григория Александрова, не видели мы в кино такого яркого. нарядного, наполненного искрометным весельем зрелища. В «Карнавальной ночи» много музыки, много блестяще поставленных эстрадных номеров. Много света, ярких красок, остроумных ситуаций, смешных трюков. А главное – великолепно передана атмосфера праздника, атмосфера оптимизма, молодого задора, здорового, бодрого веселья. На экране мы видим и большие эстрадные оркестры, и танцевальные пары, и квартеты, и трио, выступления солистов, сложные массовые сцены, где присутствуют сотни людей, остроумно придуманные и искусно осуществленные «сюрпризы». И все это проходит, естественно, просто, с завидной артистической легкостью, как бы само собой сменяя друг друга, тесно переплетаясь в сюжетных рамках фильма. Можно только удивляться, как сумел молодой режиссер Эльдар Рязанов, у которого за плечами всего лишь один фильм-концерт и несколько документальных картин, поставить такое сложное и в то же время такое цельное, цельное. Стройное. Необыкновенно гармоничное произведение киноискусства. Одно тем не менее бесспорно: в советской кинематографии появился еще один интересный, талантливый режиссер. И, что особенно отрадно, пришел он в область музыкальной кинокомедии, в ту область, где так долго благодушествовали тишина, спокойствие, скука, где так редко появлялись новые имена, откуда так редко слышались новые голоса, так редко встречались новые лица. Кстати, о новых именах, голосах и лицах. Людмила Гурченко. Вряд ли имя это было до сих пор известно многим зрителям. «Карнавальная ночь» - второй фильм молодой актрисы, выпускницы Института кинематографии. И вот мы знакомимся с Гурченко – Леной Крыловой. Пока идут первые эпизоды фильма, пока Лена Крылова, активная участница заводской самодеятельности, ходит по кабинетам и залам дворца культуры, разговаривает с товарищами по работе, объясняется с влюбленным в нее монтером, спорит с директором дома Огурцовым, мы ничем особенно не поражаемся. Играет профессионально. Молодая, милая. Уверенно держится, но… Но когда Гурченко-Крылова появляется на новогодней эстраде перед огромным циферблатом часов, на котором без пяти минут двенадцать, и начинает петь, мы сразу же как бы настораживаемся и мысленно говорим себе: это актриса! Новая, интересная, своеобразная. В лице ее, в манере держаться, жестикулировать столько непередаваемого обаяния. В ее голосе столько теплоты и эстрадного, в лучшем смысле слова, огонька! Я вам песенку спою про пять минут! Эту песенку мою пускай поют! Пусть летит она по свету, Я дарю Вам песню эту! Эту песенку, про пять минут! Чудесная песенка! Очень темпераментно исполнила Гурченко и вторую песенку – «О хорошем настроении». Поздравим актрису с творческой удачей, а зрителей – с новой актрисой. Пожелаем ей большого творческого пути!.. Удачно выступили в фильме с оригинальными номерами братья Гусаковы (мексиканский танец), сестры Шмелевы ( веселая и мелодичная песенка официанток), эстрадный оркестр под управлением Эдди Рознера. В музыку фильма, написанную в легком, эстрадном… «Позвольте, - слышим мы вдруг суховатый, начальственно–назидательный голос. – Что ж получается: песенка, Гурченко, опять песенка и Гурченко, опять танцы…Это же, извините за выражение, ревю. Это…легкий концертик, эстрада!» - Нет! Нет, товарищ Огурцов! Ведь вы лично показаны в этом фильме, вы лично проходите, так сказать, от первого и до последнего кадра. Ваши указания, ваши речи, весь «руководящий» образ ваш поднимают «Карнавальную ночь» от низкого, с вашей точки зрения, уровня «просто концертика» до уровня «настоящей» комедии с элементами острой сатиры. Незабываема по своей многозначительной пустоте и воинствующему тупоумию первая «директивная» речь исполняющего обязанности директора дома культуры Огурцова перед немногочисленными подчиненными. - Товарищи! – начал он с привычной самоуверенностью. – Есть установка весело встретить Новый год. И затем, набрав полные легкие воздуха, он продолжает: - Это на нас, как говорится, накладывает и в то же время от нас требует. Мы должны провести наше мероприятие так, чтобы никто бы ничего бы не мог сказать. Необходимо приложить игру фантазии, чтобы в соответствии со сметой провести наше мероприятие на высоком уровне… Эта «игра фантазии и соответствие со сметой» великолепна! А чего стоит «указание» Огурцова сделать праздник… серьезным. «Я и сам шутить не люблю, - заявляет он, - и людям не дам». В этой фразе – зерно комедийного в фильме. Огурцов «не дает», «не разрешает», «запрещает» все остроумное, смешное, оригинальное, свежее. Участники же самодеятельности ловко обходя огурцовские запреты, проводят новогодний карнавал весело и смешно. Причем больше всего заставляет смеяться гостей сам Огурцов, попадающий из-за своей тупости и бюрократического чванства в самые комичные положения. Огурцов – непросто недалекий человек. Он опытный демагог. Какой «убийственный» ответ нашел он на просьбу участников самодеятельности выделить побольше средств на приобретение масок для карнавала..» А зачем, - спрашивает он, - нашим советским людям скрывать свое лицо?.. Это нетипично». Кинодраматурги Борис Ласкин и Владимир Поляков создали сильный и острый сатирический образ. Правда, Огурцов в целом, не так значителен, как, скажем, классический Бывалов из фильма «Волга-Волга, но он тем не менее стоит, если и не совсем по соседству, то во всяком случае где-то в одном ряду с этим по-своему знаменитым образом. Роль Огурцова артист Игорь Ильинский играет с присущим его таланту блеском и большим мастерством. Не так уж оригинален по замыслу, но превосходно воплощен артистом С. Филипповым образ лектора. Вот он, еле держась на ногах вышел на эстраду с благим намерением рассказать собравшимся встречать Новый год о том, есть ли жизнь на Марсе. Но он уже в таком состоянии, что проблема, есть ли жизнь на марсе, нет ли жизни на Марсе, ему совершенно безразлична.» Ах, звездочки!..» -мечтательно шепчет он, имея в виду больше звездочки на коньячных бутылках, чем на небосклоне… И тут же , не долго думая, лектор пошел отплясывать лезгинку и в конце концов собрал гораздо больше аплодисментов, чем если бы прочитал свою лекцию. Такая же примерно участь постигла и «железный» новогодний доклад Огурцова. Все хорошо в меру, каждому овощу - свое время, - как бы говорит фильм иным деятелям «от культуры». Доклады и лекции, разумеется необходимы, но сводить всю культурно-массовую работу к докладам и лекциям, при этом не особенно заботясь об их качестве, - неправомерно. И уж совсем смешно «выезжать» на лекциях о Марсе… в ночь под Новый год. Авторы сценария Б. Ласкин и Б. Поляков, режиссер Э. Рязанов, композитор А. Лепин, написавший к фильму увлекательную, разнообразную по своему характеру музыку, оператор А. Кольцатый изобретательно и умело снявший картину, художники К. Ефимов, О. Гроссе, А. Дандурин, З. Морякова, А. Макаров с хорошим вкусом и мастерством оформившие постановку, балетмейстеры Г. Шаховская и А. Обрант искусно и красиво поставившие танцы, ансамбль актеров, весь творческий коллектив создал интересное, веселое, жизнерадостное произведение искусства. Карнавальная ночь» - хороший новогодний подарок мосфильмовцев своим зрителям. В.Шалуновский.