"Аплодисменты" от Гурченко "Карнавальная ночь"
для примадонны
У каждого из нас есть своя
любимая актриса. Мы проходим путь к ней от роли до роли, от фильма
до фильма. Там, где пересекаются дороги любви и поклонения,
находятся те, кого по большому счету считают народными. Одна из
таких народных - Людмила Марковна Гурченко. Она вошла в нашу жизнь
сорок три года назад, за три дня до Нового года, и с тех пор каждый
Новый год - с нами. "Карнавальная ночь" была не просто фильмом, она
была "звездным балетом" Людмилы Гурченко. В книге актрисы
"Аплодисменты" несколько страниц посвящено тому давнему триумфу,
который всегда с нами.
Весной 1956 года у меня была
кинопроба в музыкальной картине, в роли, о которой я мечтала с
детства. Актрисы, которые пробовались на роль, сами не пели, а
открывали рот под чужую фонограмму. Я пела сама. Это было
единственное, что выгодно отличало мою пробу. Но в те времена
главным все же была внешность актрисы. Меня плохо снял оператор,
кажется, начинающий. Костюм - случайный, проба - наспех. Кто-то
видел меня в студенческом концерте с аккордеоном. Вот и пригласили.
Пригласили, но не полюбили. Не поняли и не утвердили. Потом весенние
экзамены и остальные заботы заслонили неприятности с этой
кинопробой. И все-таки в этом
фильме я снималась. Произошел справедливый в жизни господин Случай.
Он не мог не произойти. Уж слишком страстно я желала такой
роли! ...Я шла подпрыгивающей
походкой по коридору студии "Мосфильм" в огромной широченной юбке,
затянутой в талии так, что Лолите Торрес и не
снилось. Навстречу шел Иван
Александрович Пырьев. Я еще больше завихляла, еще выше задрала
подбородок. Пырьев поднял голову, увидел меня, поморщился, а потом
лицо его заинтересованно подсобралось, как будто он увидел
диковинного зверька. - Стойте, - он
развернул меня к свету. - Я вас где-то
видел. - Я пробовалась в
"Карнавальной ночи". - А-а,
вспомнил. Вы пели... - Из "Возраста
любви". Сама! - тут же добавила я, боясь: вдруг он подумает, что я
пела под чужую фонограмму. Мы еще
постояли, глядя друг на друга. Я нервно переминаюсь с ноги на ногу,
а Пырьев очень серьезно и внимательно глядел на
меня. - А ну
пойдем. Быстрым шагом он устремился
вперед, а я вприпрыжку - за ним. Мы пришли в третий павильон. Здесь
стояла маленькая декорация радиоузла - сцены, где Гриша Кольцов
признается Леночке Крыловой в любви. Съемок не было. Снова срочно
искали актрису на роль Леночки. Пырьев подошел к главному оператору:
"Вот актриса. Ты сними ее получше. Поработай над портретом - и будет
человек". Вот так я негаданно и неслыханно попала в картину, где не
прошла пробы... "Карнавальная ночь"
была экспериментом для всех членов группы. Сценарий Б. Ласкина и В.
Полякова несколько лет никого на студии не мог заинтересовать и
валялся по ящикам - теперь он в работе. Режиссер Э. Рязанов сделал
первую художественную картину, до этого он работал в документальном
кино. Игорь Ильинский снимался в кино после длительного перерыва. Мы
с Юрием Беловым впервые попали на главные
роли. Сценарий был написан на Игоря
Ильинского. И я в этой веселой картине встретилась с великим
артистом нашей страны. Он - легенда. Неужели я, девушка с
харьковским говорком, буду работать рядом с Игорем Ильинским?!
Страшновато было. Так уж повелось, если вокруг человека ореол славы,
ореол признанного и прочно зарегистрированного уважения, список
титулов, званий и наград, то чувствуешь себя маленьким, мешающим,
хочется незаметно исчезнуть. Такое положение обязывает человека быть
постоянно вежливым и демократичным. Попробуй разберись, какой он и
как он на самом деле к тебе относится. Позже многие журналы и газеты
обращались ко мне с просьбой рассказать об Игоре Владимировиче
Ильинском. Но без всяких видимых причин, сама не знаю почему, я
уходила от этого... Весь груз официальных почестей и популярности не
обременял этого человека. Он как будто и не знал, что он великий
народный всего СССР. Тихий, скромный, никакой
позы. В первый съемочный день я
сопровождала великого артиста по длинному коридору в его знаменитом
монологе директора Дома культуры Огурцова. Вернее, и.о. директора,
что очень существенно, потому что таких директоров у нас
нет. - Но это же квартет, Серафим
Иванович. - Ну и что же, что квартет? Добавьте еще людей, будет
большой, массовый квартет. Однажды
в павильоне, где снималась наша "Карнавальная ночь", появилась
группа странных товарищей. Хотя нашим словом "товарищ" их не
назовешь. Прислушалась - точно, говорят по-французски. Лично я
иностранцев знала только по кинематографу. Да и не только я. Они
жили себе в своих странах, а мы - в своих. Живых контактов с ними не
было, но вот открылся занавес, и к нам в столицу "все флаги в гости"
пожаловали. Иностранцы с интересом наблюдали за тем, что происходило
в павильоне. Снимался номер "Песенка о хорошем настроении".
Подчеркиваю, что именно в этом номере у меня самое красивое платье:
черное муаровое с белой муфточкой - хрустальная мечта моего военного
детства. Иностранцам представили нашего молодого режиссера Эльдара
Рязанова. Он тут же рассказал какую-то уморительную историю из их же
жизни. Они зашлись от смеха. Настроение у всех здорово поднялось, и
не хватало только звуков пробок, вылетающих из шампанского. Эльдар
так свободно держался с иностранцами, как будто ежемесячно выезжал в
зарубежные развлекательно-деловые
командировки. Для всех нас эта
картина была важным этапом в жизни. Собрались люди молодые, любящие
музыку, шутки, юмор, умеющие искренне радоваться жизни. Вот эта наша
общая радость, свет, желание победить опостылевшее старое и льются с
экрана к зрителям... Картины никто не ждал, она не рекламировалась.
Просто вышла 28 декабря - под Новый
год. Впервые картина была снята в
интерьерах, а не в павильоне. Было лето. Театры разъехались на
гастроли. И добрая половина фильма делалась в коридорах и фойе
Театра Советской Армии. И дешево, и быстро. Там же пересняли и
объект "радиоузел", в котором я участвовала в свой первый съемочный
день в этой группе. "Карнавальную ночь" завершили в рекордный по тем
временам срок - за пять
месяцев. Эксперимент был во всем.
"Карнавальная ночь" получилась удачной по всем компонентам:
сценарий, режиссер, композитор, оператор, звукооператор, оркестровки
Юрия Саульского, актеры. У всех в творчестве - пик. И так
получилось, что у Б. Ласкина и В. Полякова - лучший сценарий, снятый
в кино. У Э. Рязанова - самая оптимистичная и живучая музыкальная
картина. У Л. Лепина - самая популярная музыка. У Игоря Ильинского -
самая большая в кино удача после "Волги-Волги". У нас с Юрием
Беловым после "Карнавальной ночи" началась биография в кино. |